Главная » 2014 » Апрель » 3 » Халс портрет молодого человека с перчаткой в руке. ХАЛС Франс
03:23

Халс портрет молодого человека с перчаткой в руке. ХАЛС Франс





халс портрет молодого человека с перчаткой в руке
ХАЛС Франс («Портрет молодого человека с перчаткой»)

Портрет молодого человека с перчаткой

ХАЛС Франс (Hals) (между 1581 и 1585, Антверпен — 26 августа 1666, Харлем) — нидерландский художник, живописец, автор портретов, в том числе групповых, отличающихся демократизмом, полной жизни и движения, выполненных в свободной, виртуозной манере («Цыганка», около 1630; «Мужчина в черной одежде», 1650-1652).
Сын ткача Франс Халс учился (около 1600-1603) у К. ван Мандера, жил в Харлеме, с 1610 года был членом местной гильдии святого Луки. Его свободная, размашистая манера письма способствовала сложению легенды о том, что Хальс привык писать в состоянии опьянения; однако источники об этом умалчивают, сообщая лишь, что он «жил в свое удовольствие». При жизни художник пользовался большой известностью и имел многих учеников (среди них были А. Брауэр и А. ван Остаде), однако умер в бедности.
Хаос испытал влияние караваджизма, проявившееся в любви к ярким бытовым типам, представленным крупно и экспрессивно, но главным выразительным средством у него стали не сильные световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. Его самые масштабные вещи, большие многофигурные портреты выразительно обозначают как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все в Музее Ф. Халса в Харлеме). В «Офицерских пирушках» (два «Банкета офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1616 и 1627; «Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана», 1633) сквозь условности светского ритуала, иерархию чинов проступает праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности; энергичная красочная лепка, теплые, мажорные цветовые акценты усиливают этот радостный пафос. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (обе картины — 1664) царит тема бренности всего земного. Вялость, старческая апатия, застылость, наконец, почти смертное оцепенение, подчеркнутые в фигурах мужчин и женщин, в пассивной статике композиции и сумрачном колорите — все в целом складывается в образ глубоко трагический.
Чистая радость бытия часто берет верх в его портретах супругов («И. Масса с женой», около 1621, Государственный музей, Амстердам). Образы могут иронически выражать суетную превратность жизни — один и тот же персонаж (В. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620-х — 1630-х годов) в одной картине (галерея Лихтенштейн, Вена) выглядит чопорным и надменным рыцарем, а в другой (Картинная галерея, Брюссель) — житейски-лукавым, добродушным мудрецом. Характерное обаяние хальсовских образов может выражаться в простоватом самоупоении («Портрет офицера», 1620-е годы, собрание Уоллес, Лондон), в интеллектуально-тонкой гордости и довольстве («Молодой человек с перчаткой в руке», «Мужской портрет», оба — 1650-е годы, Эрмитаж), но при всем различии социальных типов и характеров оно неизменно воспринимается как проявление единой общечеловеческой стихии.
Еще сильнее этот общечеловеческий аспект проступает в жанрово-бытовых портретах Халса. Это уже не столько образы конкретных заказчиков, сколько воплощения определенного возраста (дети и подростки), сословия, наконец, просто настроя души (бедняки и всякого рода гулящие люди). Натурная убедительность в лучших вещах возрастает, живописная манера становится предельно раскованной. Если «Мулат» (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), «Цыганка» (Лувр), «Мальчик-рыбак» (Королевский музей изящных искусств, Антверпен; все — около 1630) завораживают своим задором, пафосом веселой нищеты, то в зловещем образе содержательницы трактира («Малле Баббе», около 1630, Картинная галерея, Берлин-Далем) социальное дно предстает своей обратной стороной. Так или иначе, Хальс всегда живописует жизнь, проступающую то грозно, то весело сквозь все свои частные проявления. ХАЛС Франс (Веселый выпивоха)

Веселый выпивоха

ХАЛС Франс (Поющий флейтист)

Поющий флейтист

ХАЛС Франс (Голландский кавалер)

Голландский кавалер

ХАЛС Франс (Цыганка)

Цыганка

Дополнительная литература

  • Сененко М. С. Ф. Хальс. М., 1965.
  • Линник И. Ф. Хальс: Альбом. Л., 1967.
  • Slive S. Frans Hals. London; New York, 1970-74. Vol. 1-3.
  • Grimm C. Frans Hals. Entwicklung, Werkanalyse, Gesamtkatalog. Berlin, 1972.


Источник: megabook.ru
Просмотров: 487 | Добавил: bcdoest | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0