Главная » 2014 » Июль » 13 » Художники америки art landscape. Картины художников Лысенко - Терещенко
06:57

Художники америки art landscape. Картины художников Лысенко - Терещенко





художники америки art landscape
Art of Russian Landscape painting by A.G. Lyssenko

This work is devoted to the creative heritage of the honored artist of Russia Andrei Lysenko Gavrilovic. He is the author of numerous historical paintings, which reflect his impressions of the heroic events of our country. No less interesting is another lyrical side of his art - landscape and portrait painting. Art Lysenko is widely known in this country and abroad.

Attention: If you copy this article on your Internet resources (blogs, magazines, etc.) so link to the site www.lyssenko.ru required. Publish articles in newspapers and on the commercial Internet resources (web art galleries, etc), plagiarism - prosecuted of Interpol.

Author art-ES Lysenko. All rights reserved 2008.

Sorry, Eng. lang. translation this article is in elaboration now. Pleace wait a time. Now you can learn another intresting articles here.

Его работы печатались в журналах и газетах («Огонек», «Москва», «Правда», «Советская культура», «Московский художник» и др.), в альбомах, буклетах, на открытках и почтовых марках. Его картины находятся в крупнейших музеях нашей страны – Государственной Третьяковской Галерее, Историческом музее, музее Вооруженных Сил, музее Революции, музее ПВО, в музее-усадьбе Абрамцево; в Миланском художественном музее «San Carlo Borromeo», Туринском художественном музее «Торе Кановезе» в Италии; в музее Современного Искусства Америки, а также в галереях и частных коллекциях России и стран Европы, Австралии, Америки, Японии, Китая. Лысенко Андрей Гаврилович активно принимал участие в Зарубежных, Всесоюзных, Республиканских и Московских художественных выставках. Монография о творчестве А.Лысенко, к сожалению, пока не издана. Его творчество представлено несколькими альбомами. Это – альбом «Андрей Лысенко» (издательство «Советский художник», 1971 год), где автором вступительной статьи и составителем является известный искусствовед В.Шабельников. Альбом посвящен исторической теме в творчестве художника, а также прекрасным пейзажам целины, «Золотого кольца», Подмосковья; его натюрмортам, портретам. В других изданиях, выпущенных миланским издательством «SPIRALI/VEL», был сделан акцент на импрессионистических тенденциях в творчестве А.Г.Лысенко. Книга «Андрей Лысенко. Импрессионист », изданная в 1999 году, охватывает творческий период работы художника с 50-х по 90-е годы. Другое издание, выпущенное тем же издательством в 2006 году, посвящено работам Караваджо – величайшему мастеру эпохи Возрождения, и работам Лысенко – мастеру XX столетия. Анализируя творчество обоих художников, итальянские исследователи сделали акцент на проблеме света и тени, которая характерна для полотен столь разных мастеров, далеких во времени друг от друга. Тематика живописных произведений Андрея Лысенко разнообразна – это картины посвященные теме революции: «9-е января 1905 года» (1955г.), «Свершилось» (1957г.), «Возвращение» (1957г.), «На Красной площади» (1960 г.), «Революция победила» (1964 г.), «Всегда с народом» (1965г.), «В этом наша сила» (1967г.), «Мы путь земле укажем новый!» (1970г.), «Изгнание временного правительства» (19 г.), «Зимний взят» (19 гг.); теме подвига советского народа в Великой Отечественной войне: «Год тысяча девятьсот сорок первый» (1961 г.), «Первая победа под Москвой год 1942» (1965г.), «Москву не сдадим» (1966 г.), «Волжская вода»(1970-е гг. ), «Погиб за Родину» (1970-е гг.), «Хотят ли русские войны» (1985г.); теме покорения целины: «Песня» (1952г.), «Целина строится» (1955г.), «Новоселы» (1956г.), «Наступление на целину» (1960г.) и другие. Большое место в его творчестве занимает портретная живопись – это такие работы как «Счастливая пора» (1951 г.), «Автопортрет» (1952г.), «Матрос с Амура» (1955г.), «Девушка с гитарой» (1955г.), «Женский портрет» (1956г.), «Ягоза» (1957г.), «Комсомолка с целины» (1957г.), «За книгой» (1960г.), «Колхозник» (1960г.), «За чтением. Таруса» (1963г.), «Казашка» (1963г.), «Хозяин тока» (1963г.), «Первоклассница» (1963г.), «На Родине» (1964г.), «Портрет Л.О.Ружейниковой» (1964г.), «Студентка» (1965г.), «Портрет героя Советского Союза В.С.Алхимова», «Любаша» (1970г.), «Автопортрет» (1970г.), «Мать героев» (1970г.), «Весна. Портрет женщины в красном» (1970г.), «Первый ликбез» (1970г.), «Портрет девушки» (1975г.), «Скоро осень» (1975г.), «Спящий ребенок» (1978г.), «Андрюша» (1978г.), «Андрюша» (1984г.), «Забытый художник» (1982г.), «Портрет женщины» (1987г.) и многие другие. Также А.Лысенко писал много пейзажей такие как: «Москва в 1950 году» (1950г.), «улица Верхняя Масловка» (1950г.), «Улица Верхняя Масловка» (1954г.), «Дама с зонтиком» (1955г.), «Покрова на Нерли» (1958г.), «Углич» (1958г.), «Речка» (1959г.), «Гурзуф» (1959г.), «Тишина» (1960г.), «Долина грез» (1962г.), «Спас на Волге» (1962г.), «Ростов Великий» (1962г.), «Борисоглебск» (1962г.), «Покрова на Нерли» (1962г.), «Новгород» (1964г.), «Утро у моря. Под Анапой» (1964г.), «У моря» (1964г.), «Березовая роща» (1965г.), «Река Ока» (1965г.), «Среди цветов» (1965г.), «Весенний снег» (1965г.), «Зима в Абрамцево» (1965г.), «Ранней весной» (1968г.), «Весна идет» (1968г.), «Чаепитие в Абрамцево» (1968г.), «Усадьба в Абрамцево» (1970-е гг.), «На рыбалке» (1970г.) и многие другие. В данной работе, раскрывающей жанровое многообразие творчества художника, мы попытаемся рассказать лишь о некоторых произведениях мастера, посвященных следующим темам: историческая живопись, пейзаж, портретная живопись. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и приложения. 1. Биография и творческий путь художника В большом селе Санадате, раскинувшемся в Сальских степях, в 1916 году родился Андрей Гаврилович Лысенко в семье кузнеца Гаврилы Лысенко. С ранних лет полюбил Андрей бескрайние Сальские степи. Их яркую зелень весной, залитую жарким солнцем, пение жаворонка, наливающийся колос пшеницы летом, пожелтевшие нивы осенью. Сельская жизнь навсегда привила художнику любовь к родной природе. Умение видеть вокруг себя красоту природы пробудило в мальчике любовь к рисованию. Он был счастлив, когда впервые начал рисовать на оберточной бумаге найденным огрызком карандаша. Андрей старался копировать рисунки из старого календаря и букваря старшей сестры, но вскоре он уже пытается передать все, что видел вокруг себя. Он изрисовал угольком белые стены мазонок фигурками людей, лошадей и верблюдов. В школе, буквально с первого класса, способность Андрея к рисованию заметила учительница и стала развивать талант мальчика. Счастливый случай - однокласснику Андрея родители привезли масляные краски, и они вместе попробовали ими рисовать. Краски, растекаясь по незагрунтованной бумаге, вызвали восхищение Андрея своими яркими оттенками. Зародилась мечта стать настоящим художником. Чтобы он не делал в дальнейшем – был молотобойцем и учетчиком в совхозе «Гигант», учился в Краснодарском художественно-педагогическом техникуме на театрально-оформительском отделении, работал художником-оформителем в гарнизонном клубе РККА города Армавира – мечта не оставляла его. Она привела его осенью 1938 года в Москву. Но приемные экзамены в художественный институт уже прошли. Вернуться обратно и в мыслях не было. Чтобы как-то продержаться до следующих вступительных экзаменов Андрей Лысенко устроился работать в МГУ маляром. Зимой объявили набор на художественный факультет Всесоюзного института кинематографии. Сдав экзамены, он вскоре понял, что это не его. В центре внимания там было кино, а он мечтал только о живописи. Ю.Бычков в своей статье «Творческий портрет» так рассказал о первых шагах будущего известного живописца: «Разузнав, что его судьба целиком и полностью зависит от одного человека, волнуясь как никогда, он отправился на прием к директору Художественного института имени В.И.Сурикова, выдающемуся живописцу и историку искусства.- Игорь Эммануилович, мне очень хочется учиться в вашем институте…- Завтра воскресенье – приходите ко мне на Масловку, - оторвав голову от письменного стола, деловито молвил Грабарь и уточнил – Работы приносите, все, что есть. Он так и сделал. Привез свои работы, в том числе и картину «Петр I в кузнице» (1938 г., находящаяся в художественном музее-усадьбе Абрамцево). Расставил холсты вдоль стен грабаревской мастерской. Пока И.Э.Грабарь обстоятельно рассматривал его этюды и композиции, у Андрея Лысенко от страха чуть «сердце не выскочило». Наконец, И.Э.Грабарь поднял на него глаза, которые излучали доброжелательность, потому что для него не было большей радости в жизни, чем встретить одаренного человека, живописца от природы. «… Я Вас беру… на второй курс…» - уверенно произнес он»[1]. Этот воскресный день навсегда запомнился юноше. В месячный срок он должен был сдать все экзамены: сочинение, математику и одновременно написать натурные постановки. Первая постановка не удавалась. После нескольких замечаний известного живописца и педагога профессора А. Лентулова, который внимательно относился к талантливому студенту, Лысенко стал работать более внимательно и целеустремленно. Результат сказался довольно быстро. Вторая и особенно третья постановки были удачны. Как рассказывает Ю.Бычков, Игорь Эммануилович, остановившись у мольберта Лысенко, спросил А. Лентулова: «Чья эта работа?», - тот ответил: «Да вот, новичок выдает!». То, что И.Э.Грабарь обратил внимание на работу А.Лысенко, ободряюще подействовало на студента и придало ему новые силы для учебы. Вскоре ему был зачитан вышедший приказ:«Лысенко Андрею Гавриловичу,Как успешно сдавшего все дисцип-лины, зачислить студентом II курсаживописного факультета с предостав-лением стипендии». Преподавание в институте велось Художники Басов, А.Лысенко, А.Даниличев, в лучших традициях русского советс- С.В.Герасимов, П.Андрианов. 1947г.кого реалистического искусства. Среди преподавателей института были такие известные мастера, как И.Грабарь, Б.Иагонсон, А.Лентулов, С.Герасимов и другие. Они прививали молодым художникам любовь к Родине, ее истории и красоте российского пейзажа, учили на лучших образцах русского и заподно-европейского искусства. В июле сорок первого город жил фронтовой жизнью: мешки с песком в витринах магазинов, противотанковые ежи, ощетинившиеся своими колючками у дорог возле застав. Московский художественный институт был эвакуирован в Самарканд, но Андрей Лысенко остался в Москве. На заводе, где ремонтировали танки, Андрей писал большие панно для громадных пролетов цеха, броские лозунги, плакаты, которые призывали отдать все силы для дела победы. Работая на военном предприятии, Лысенко продолжал поддерживать тесную связь с институтом. Там на базе графической мастерской, еще до знаменитых «Окон ТАСС», сложился творческий коллектив художников, который под руководством Д. Моора начал выпускать агитационно-массовые плакаты на темы дня. Андрей Гаврилович, как и другие художники, после одобрения эскиза, выполнял трафареты для ручного тиражирования, а затем сам же печатал плакатные листы. Одновременно он создавал большое количество иллюстраций для плакатов и наглядной агитации по военной тематике. Андрей Лысенко мечтал пойти добровольцем на фронт, но в военкомате ему отказали сказав, что приказом Верховного главнокомандующего должна эвакуироваться вся студенческая молодежь, а тот, кто в течение трех дней не уедет, будет считаться дезертиром. Андрей добрался до Самарканда, где продолжил учебу. В конце 1943 года Лысенко с институтом вернулся в Москву. Повзрослевший и окрепший духом Андрей со всей страстью принимается за учебу. На факультетских занятиях студент серьезно относится к каждой работе над натурой, и как правило, каждая написанная им учебная работа отбирается в методический фонд института. По воспоминаниям его друзей, сейчас уже известных художников, Андрей выделялся кипучей энергией, талантом, трудолюбием, добрым и веселым характером. Все эти качества помогали молодому художнику создавать великолепные работы. В 1944 году страна отмечала 100-летие со дня рождения великого русского живописца, замечательного мастера реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина. Правительство учредило тогда для художественных вузов страны государственную стипендию И.Е.Репина. Одним из первых получил ее Андрей Лысенко. Фронт был далеко, но патриотический настрой оставался, а впечатления от пережитого Андреем осенью и зимой сорок первого во фронтовой Москве были так сильны, что тема народной войны в его картинах стала для него исполнением сыновнего долга перед Родиной. «Начало положено в сорок пятом эскизом дипломной работы. Тема – оборона Москвы, - вспоминает Андрей Гаврилович, - в символической сцене клятвы бойцов на Красной площади как бы решается судьба страны. С высоты птичьего полета я смотрю на Василия Блаженного, на войска коленопреклоненные, а дальше – народ, члены правительства у мавзолея. Возвышенно, свято… Когда Игорь Эммануилович увидел эскиз диплома, он так проникся масштабом и настроением, что приказал стипендию имени И.Е.Репина, присужденную мне за курсовые работы, поднять до самой престижной стипендии – государственной, «сталинской»» – пишет Ю.Бычков в своей статье. В 1948 году блестя-ще прошла защита диплом-ной работы, которая потряс-ла своими размерами(240х480). Выбранное мо-нументальное решение по-лотна, названное автором«Клятва», а также художест-венное его воплощение –

все говорило о рождении

талантливого художника. Получив диплом с отличием, Андрей Лысенко продолжает самостоятельно работать, осуществлять свои творческие планы; он принимает участие во всесоюзных, республиканских и московских художественных выставках. В 1948 году Андрей был принят в члены Союза Художников России. Началась его самостоятельная творческая жизнь. Он много ездит по стране, собирает материалы, часто работает на Академической даче, в Вышнем Волочке. Он писал много пейзажей, портретов, делал наброски, эскизы, занимался изучением истории края. Личная жизнь складывалась не просто, потому что он был всецело поглощен искусством. Настоящей спутницей его жизни стала зеленоглазая красавица Маргарита, которая разделила с художником все тревоги и радости в жизни. Это была не только прекрасная и самая любимая женщина, но и незаменимая модель, которая вдохновляла художника и была его музой. Куда бы не поехал художник, у него всегда с собой были этюдник и блокнот с карандашом. О работе А.Лысенко говорил так: «Если я не напишу в день хотя бы два этюда – я не художник…». Если же этого не получалось, то он чувствовал себя плохо, страдал и переживал, так как он жил только искусством. Поселился Андрей Гаврилович в Москве на улице Верхняя Масловка, где жили и работали как известные мастера старшего поколения – И.Грабарь, С.Герасимов, Ю.Пименов и другие, так и молодые художники – В.Нечитайло, В.Цыплаков, И.Рубинский, Г.Коржев и многие другие. Еще до революции эти земли царским указом были отданы художникам. Здесь стояли красивые, кружевные живописные домики. В 1930-х годах, было подтверждено отведение земель художникам и начато строительство первых мастерских. Сейчас это дом № 1, № 3 и № 9 на улице Верхней Масловке, а так же дом № 2 на Петровско-Разумовской аллее. Квартиры были просторные, отовсюду проникали лучи света, освещая комнаты. И что интересно, в этих квартирах не предполагалось помещение для кухни или столовой, так как считалось, что художники настолько погружены в искусство и творческую работу, что на приготовление пищи у них не остается времени. Поэтому в доме № 9 , бывший 15-й, была организована не только библиотека, но и столовая, где жены творцов по очереди составляя меню, готовили обеды и ужины, во время которых обсуждались проблемы искусства и новые творения художников. Также там часто устраивались музыкально-юмористические вечера, где живописец П.Толкач виртуозно играл на гитаре, где художник А.Морозов играл на балалайке, а когда на него находило вдохновение, он в балетной пачке делал всевозможные па, приводя зрителей в восторг[2]. На этой «исторической земле» художников А.Лысенко купил 6-ти метровую комнату, на площадке лестничной клетки, в деревянном домике, да еще и без отопления. Здесь он прожил с женой Маргаритой 2 года. Помещение для работы Андрей Гаврилович снимал в местной школе, а в 1951 году он получает мастерскую в 9-м доме, бывший 15-й, где живет с семьей и продолжает усердно работать. В этом же доме на крыше была площадка, которую художники называли «солярием». Сверху открывались прекрасные виды старой Москвы, которые художник писал с огромным удовольствием. В шести-десятые годы АндрейЛысенко пишет известнуюсерию картин «Сибиряки», портреты участников Вели-кой Отечественной войны,пейзажи Москвы и Подмос-ковья, где проходили эти

исторические события. По-

мимо творческой деятель-ности художник вел в эти годы большую общественную работу в Московской Организации Союза Художников. Он был честным и отзывчивым человеком. Художники ему доверяли и поэтому выбрали его в 1965 году председателем живописной секции. Андрей Гаврилович помог многим молодым талантливым художникам получить хорошие мастерские для работы; отправлял их на творческие дачи, отстаи- вал талантливые смелые картины для показа на выс- тавках.

За творческие заслуги

в 1973 году Правительство присуждает А.Лысенко

звание «Заслуженного ху дожника России».

В 1974 году Андрей Гаврилович с группой художников впервые побывал в Италии и объехав всю страну, посетил многие музеи, ходил по улицам древних городов этой великолепной страны. Из поездки мастер привозит такие пейзажи как «Пиза», «Колизей», «Улица Флоренции» и другие, а в 1976 году художник впервые едет во Францию. В Париже он пишет пейзажи – «Ночной Париж», «Бульвар Сен-Жермен», «Мост искусств» и другие. Переполненный новыми впечатлениями, Андрей Лысенко возвращается в Россию и продолжает вдохновенно работать в своей мастерской. В конце 70-х годов в Советский Союз приезжает владелица японской галереи Ека Накамура, которая посещает мастерские художников. Большая коллекция работ А.Лысенко была отобрана и приобретена ею для проведения выставок в Токио. В 1986 году Андрей Лысенко отметил семидесятилетний юбилей персональной выставкой на Родине в городе Сальске. В 1987 году на выставке русского искусства выставляются его картины «Клятва», А.Лысенко на морском пленэре.«Ленин на броневике» и другие. С 1989 года 1960гг. работы живописца ежегодно экспонируются в Париже на выставках и аукционах «Дрюо». Последние годы жизни Андрей Лысенко жил со своей семьей в загородном доме в Абрамцево. Там он написал свои последние произведения: портреты близких людей, пейзажи, натюрморты. В 2000 году Лысенко Андрей Гаврилович тихо ушел из жизни и был похоронен на святой земле хотьковского кладбища. А.Лысенко оставил богатое творческое наследие и добрую память своему любимому народу и своей Родине. 2. Историческая живопись. «…Я люблю солнце, воздух, поэзию красоты. Мне хочется в картинах утверждать радость жизни, радость созидания. Я стремлюсь передать в исторических полотнах гигантские шаги своей любимой Родины, создать живописную летопись моего Отечества и воспеть его героических сынов и дочерей»[3]. А.Г.Лысенко. Среди разных видов и жанров изобразительного искусства особое место занимает историческая живопись. Она призвана воссоздавать образы людей, нравы и события далекого прошлого и делать это с такой наглядностью, как если бы художник сам жил в ту эпоху. А.Г.Лысенко обращался к истории России как художник-мыслитель, стремящийся понять исторический процесс. В своих живописных картинах он воспел тех, кто создавал Российскую империю, кто вершил перемены в Российской истории во время революций 1905 и 1917гг, воевал в Великой Отечественной войне, и принес нам победу, а также запечатлел подвиг тружеников целины и своих современников, мечтавших сделать жизнь человека лучше. Формирование творчества А.Лысенко как исторического живописца и создание им наиболее значительных полотен по этой тематике приходится на период конца 50-х-80-х годов. В картинах А.Лысенко, раскрывающих историческую тему, на первом плане – народ, его героизм, мужество, внутренняя сила и красота. Каждый персонаж – яркая индивидуальность со своим отношением к событию. Взгляд художника на историю, где главная сила – российский народ, способствовал глубокому проникновению в смысл событий, характеров, мыслей и чувств этих людей. Любовь к истории Андрею Лысенко привил его отец, который сам участвовал в сражениях Первой Мировой войны, штурме Зимнего Дворца и Гражданской войне. Собираясь дома с соратниками-казаками, они увлеченно часами делились впечатлениями о боевых победах, трудностях походной жизни. Представленная на Всесоюзной выставке 1961 года картина «Год тысяча девятьсот сорок первый» (ил.1) вызвала широкий интерес и была первой из задуманного художником цикла «Сибиряки». На картине изображена окраина Москвы. По дороге на фронт походной колонной идут бойцы-сибиряки. Их суровые мужественные лица выражают уверенность, они готовы к предстоящей схватке. Тяжелым солдатским шагом проходит строй, а женщины, дети и старики провожают их. Хотя на картине изображено только четыре шеренги, где в каждой по четыре человека, мы понимаем, как огромна несокрушимая сила русских богатырей. Небо над ними затянуто темными тучами, и лишь в дали, видна желтовато-оранжевая полоска света. На переднем плане картины художник изображает рельсы противотанковых ежей и ржавые витки колючей проволоки – все это говорит о предстоящей напряженной битве. В картине «Год тысяча девятьсот сорок первый» художник хотел передать не просто напряженную атмосферу фронтового города, с его повседневной жизнью, тревогами, а также мужество, стойкость духа и героизм советских людей, выступивших на защиту Москвы. В 1970 году на Всесоюзную художественную выставку, посвященную 25-летию разгрома немецко-фашистских войск над Москвой, А.Лысенко была представлена картина «Москву не сдадим» (1965г.) (ил.2). Художник пишет опушку леса морозной зимой. Солдаты с оружием в руках ждут приказа о наступлении. Впереди командир с биноклем, его взгляд устремлен в даль, где может неожиданно появиться враг. А.Лысенко удалось передать то состояние, ту предгрозовую атмосферу, которая вот-вот будет нарушена боевым приказом. Автор сумел тонко передать состояние людей перед решительным боем. А.Лысенко создал волнующее историческое полотно о своих современниках. Картина «Год 1942-й. Первая победа», написанная в 1965 году – наиболее яркое воплощение темы героизма солдата-освободителя в цикле «Сибиряки». Работа экспонировалась в Манеже на Всесоюзной выставке. Это большое эпическое полотно размером 210х350 является как бы символическим ядром всего цикла. На картине изображен Александр Петрович Рябов, брат жены художника, который прошел всю Великую Отечественную войну на танке от Москвы до Берлина. Он часто приезжал с Урала в гости. Андрей Гаврилович любил слушать воспоминания о фронтовой жизни, боевых трудностях походной жизни, о дружбе и верности однополчан. Находясь под большим впечатлением от его рассказов, Андрей Гаврилович уже видел сюжет своих будущих картин. Так появилась серия работ «Сибиряки». На историческом полотне «Год 1942-й. Первая победа» (ил.3)(Музей Современного искусства на Дербеневской набережной в Москве, который достраивается) воспет образ солдата - победителя, стоящего на недавнем поле боя. На мужественном лице сибиряка отражены спокойствие и уверенность. У его ног бесконечной змеей движется вереница пленных фашистов, уходящая вдаль. Справа от этой фигуры – разбитая вражеская военная техника. Рядом, на втором плане, другой боец наблюдает, как движется длинная колонна пленных. А еще дальше, почти у самого горизонта, по заснеженной равнине, освещённой солнцем победы, стройно движутся колонны Советских войск и техники. Чтобы достичь предельной силы монументального звучания образа и показать значение подвига и мощь солдата-победителя, автор специально закомпоновал верх фигуры воина под обрез, что придает ей монументальность и особую значительность; этот прием характерен для многих работ живописца. Художник изобразил героя в полный рост. По замыслу живописца – это собирательный образ воина, который посвящен всем российским солдатам, победившим и погибшим в этой страшной войне. Композиционное решение картины, на первый взгляд кажущееся фронтальным, на самом деле сложно и многопланово. На первом плане фигура солдата, которая является доминирующей по замыслу художника. Боец стоит в несокрушимой позе, присущей победителю. На втором плане, слева, колонна пленных фашистов, извивающаяся подобно змее, которая удаляется и исчезает в композиционном решении пространства картины. Интересен еще один «смысловой центр» - это колонна Советских войск, изображенных на третьем плане. Она при всей своей отдалённости несёт огромную идейно-эмоциональную нагрузку в великолепно исполненном композиционном решении. Войско победы окутано солнечным светом славы. Этот фрагмент картины выстроен геометрически так, что к нему как бы направлены движения фигур людей, стволы и ветви деревьев. Остов уничтоженного танка, что на втором плане, является как бы направляющей прямой к войскам победителей. Эту колонну можно назвать доминантой картины, той смысловой частью, которая завершает мысль гениального творения мастера. В центре на первом плане А.Лысенко пишет противо- танковое заграждение, как бы выходящее из картины на зрителя. На первый взгляд незначительная деталь, но именно она спасает картину от излишней фронтальности объединяет все элементы работы, создавая законченную композицию. Боец и танк справа на втором плане, идущая группа фашистов слева и противотанковое заграждение – все эти детали являются как бы «кулисами», концентрирующими внимание на главном действии в картине. Этот композиционный приём широко использовался или вернее был неотъемлемой частью традиционной классической академической картины, особенно, на исторические темы. Цветовая гамма картины яркая, контрастная и еще больше подчеркивает торжественное настроение бойцов после первой большой победы. Лазурное небо контрастирует с тёплыми, красноватыми тонами одежд, выделяя лицо героя, освещённое солнцем. Прозрачная голубая тень в низине и плотная тёмная голубизна леса вдали акцентируют внимание на светло-охристом полушубке воина. Эта теплота цвета не единична в картине. Она поддержана теплотой освещённых солнцем перелесков на втором плане картины. Теплые и холодные цвета, перекликаясь и контрастируя, создают определённую живописную мозаику, о которой часто упоминал В.И Суриков - любимый художник А. Лысенко, методы живописи которого изучались и преподаются по сей день в стенах Суриковского института. Значительное место в картине отводится пейзажу. По рассказу дочери А.Лысенко, художник всегда писал пейзаж для картин с натуры. Работая над картиной «Год 1942-й. Первая победа», он рано утром выезжал в Волоколамском направлении, выбирал место и при сорока градусном морозе писал этюды. Он стремился в своих полотнах достоверно передать событие не только с точки зрения сюжета, но и максимально возможно изобразить место, где это происходило, а также написать то состояние время суток и погоды, которые сопутствовали моменту, запечатленному на картине. К циклу картин А.Лысенко, написанных на тему Великой Отечественной войны, относятся работы: «Погиб за Родину» (1970г.), «Волжская вода» (1985г.) и «Хотят ли русские войны» (1985г.). В картине «Погиб за Родину» (ил.4) художник пишет убитого солдата, лежащего лицом на земле. Солдат стал как бы частью своей земли, он приник к ней в последнюю минуту жизни. Полотну придан холодновато-серебристый колорит – природа тихо «горюет» об убиенном герое. Вечная память всем солдатам, погибшим на войне – об этом говорит название картины и ее воплощение. Картина «Волжская вода» (ил.5) рассказывает о подлинных событиях под Сталинградом, где живая вода Волги давала силы простому бойцу, и он делал невозможное. А.Лысенко пишет стоящего в воде солдата, который пьет воду из своей каски. На переднем плане полотна художник изображает сгоревшие противотанковые ежи, обрывки колючей проволоки, брызги воды от вражеских пуль – все это придает картине особую напряженность и экспрессию. Фигура бойца написана на фоне реки Волги. Вода заполняет все пространство картины. И ее напряженный синий цвет был бы безысходно страшен, если бы мастер не написал на заднем плане узкой полосой нежно-голубое небо и освещенный солнцем берег и белоснежный храм с золотыми куполами – символ и надежда победы. Работа «Волжская вода» выставлялась на выставке «60 лет битвы за Сталинград» в музее на Поклонной горе и на Всесоюзных выставках. Картина «Хотят ли русские войны» (ил.6) написана в 1985году. Прошло много лет после войны, но народ России и всего мира поклоняются героям, отдавшим жизнь за свою землю, за мир для всего человечества, потому что никто не хочет повторения этого горя. Перед памятником – символом вечности – стоят молодожены, дети, матери и жены, оплакивающие погибших, и многие из тех, кто сами участвовали в войне. Памятник стоит как пирамида, окруженный родными деревьями, освещенными солнцем, а ясное небо, напоминает о бесконечности бытия и силе человеческого духа. Эта картина экспонировалась в Манеже на Всесоюзной художественной выставке и неоднократно репродуцировалась в альбомах и журналах. Одновременно Андрей Гаврилович Лысенко писал картины и на революционную тематику. Одно из первых его полотен «9-е января 1905 года» (ил.7) было написано в 1955 году и посвящено первой русской революции 1905 года. Мастерское исполнение и умение чувствовать изображаемую эпоху обеспечило произведению А.Лысенко достойное место в постоянной экспозиции Центрального музея Революции в Москве. На всесоюзной юбилейной художественной выставке, посвященной 40-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции, А.Лысенко показывает картину «Свершилось» (1957г.) (ил.8). Это большое историческое полотно посвящено штурму Зимнего Дворца. Эта тема очень волнует живописца и поэтому он не раз обращается к ней. В 1964 году он пишет картину «Революция победила». Здесь эпицентром действия становится крыша здания Зимнего Дворца. Разгоряченные борьбой революционные солдаты поднялись на крышу, чтобы поднять красное знамя и возвестить о победе. И, наконец, третья картина «Зимний взят» (ил.9), также посвященная штурму Зимнего Дворца была завершена художником в 1980 году. Именно на этой работе хотелось бы остановиться подробнее. Интересны высказывания Андрея Гавриловича о работе над этими полотнами: « Прежде чем перенести свои эскизные наброски, этюды и зарисовки на холст, я всегда тщательно изучал тему, а затем образно представлял себе это событие как бы увиденное наяву»[4]. Чтобы с наибольшей убедительностью и правдивостью передать эпоху и атмосферу тех далеких дней, художник много работал, изучая исторические материалы; писал этюды, эскизы; много читал и вспоминал рассказы своего отца. Гавриил Лысенко сам был свидетелем происходящего на крыше Зимнего Дворца. Он рассказывал, что сражения длились до утра. Когда боевые действия прекратились, то все небо было озарено восходящими солнцем и именно этот момент художник изображает в своей картине. Мы видим толпу солдат с поднятыми винтовками. Они одержали победу и с крыши Зимнего Дворца торжественно кричат «ура» всему миру. По рассказу дочери художника Любови Андреевны Лысенко, у Андрея Гавриловича было двоякое представление о революции. Здесь важно сказать, что он никогда не писал революционных картин в угоду кому бы то ни было. Для него эта тема никогда не была «непосильным гнётом», безысходнойнеобходимостью. Он отображал революцию искренне. Это была эпоха его отца и то время, в котором он жил. Это событие в мировой истории было и поворотным моментом в истории России, всё это вошло в его жизнь и жизнь его современников. Человек жил с мыслью о революции, человек «дышал воздухом» революционного сознания, строил, воспевал, мечтал. Андрею Гавриловичу, известному в МОСХе мастеру больших исторических полотен, поручались заказы на революционные картины. Он написал множество полотен и в каждом у него был свой взгляд на выбранную тему. Работая над новым произведением, он всегда глубоко проникал в тему, пытаясь осмыслить событие и «вживаясь в образ» создавал совершенно новое, оригинальное произведение. В работе над эскизами и набросками к новой картине он часто проводил большую часть свободного времени, изрисовывая огромное количество бумаги в альбомах и блокнотах. Выбор композиционного решения картины требовал от него не только внутреннего осмысления, но и художественных «исследований» - посещения музеев, анализ картин любимых классиков, работа с книгами, фотоматериалы и прочее. В это время он практически не отдыхал сознанием, пока не было найдено сначала на маленьком кусочке бумаги, а потом на картоне первоначальное композиционное решение будущей картины. Далее всегда шла глубокая, вдумчивая работа над этюдами. Только потом «выплёскивалось» на холст все задуманное. Но творческий поиск продолжался и на большом холсте. Он мог практически заново переписать картину уже близкую к завершению, ради большей правдивости и выразительности образов и композиции. В искусстве Андрей Гаврилович не любил мнимого благополучия. В творчестве своих любимых классиков и уважаемых современников Лысенко ценил искренность, выразительность образов и мастерство одним словом – искусство. Лично к себе он был непомерно строг и всегда стремился к новым горизонтам в познании искусства. В переделке и в беспощадном уничтожении всего, что ему в работе не нравилось, он всегда стремился не разрушать, а усложнить форму и предать лаконичность работе. Во взгляде А.Лысенко на революционную тему очень важно видеть его философское отношение к изображаемым событиям. Это наиболее ярко выражено в картине «Зимний взят». Он знал и слышал то, во что верили, о чём говорили и к чему стремились простые люди и интеллигенция – участники первых революционных событий. Он жил именно этой идеей и верой в «новый путь», народную власть и братство. По рассказам жены А.Лысенко он никогда не был нерелигиозным человеком. Он не был догматичен с точки зрения религий. Вера в Высший Разум, Создателя мира и красоты ему всегда была присуща. Это было заложено в нем от матери. Он часто вспоминал, как в детстве он залез в окошко закрытого храма и был потрясён грандиозной божественной красотой и величием фресок, добавляя, что это было ощущение от Бога. Рай он понимал как царство справедливости и добра, а освобождение народа в данном случае от тирании царизма имело в его мировоззрении мессианский оттенок. Образ Мессии для него был просто русский мужик с ружьём, который первый «добился освобождения своею собственной рукой». Этот образ революции и победы народа Лысенко всегда мечтал создать на холсте и соединить все аспекты своего религиозно-революционного воззрения воедино. В середине 90-х годах, был интересный эпизод, когда один известный итальянский коллекционер, увидев картину «Зимний взят» в мастерской художника, после долгого молчания полушутя произнёс: « Сейчас в России неспокойные времена. Не показывайте её русским, а не то у вас случится новая революция»[5]. Эта картина не оставляет равнодушным никого из зрителей. Андрей Лысенко долго находился в раздумьях относительно названия картины. Он хотел, чтобы оно как можно ярче и лаконичнее сочеталось с его замыслом и художественной идеей. Строки были из Интернационала: «Мы наш, мы новый мир построим…», но остановился на предельно простом и ясном: «Зимний взят». Существует более десятка набросков и эскизов, бесчислен-ное множество графических зарисовок. Именно они дают возможность проследить как художник ищет соотношения больших композиционных Набросок к картине «Зимний взят» масс, ракурсы фигур, архитек-туры, обрезы и движение. Чтобы добиться в картине большей убедительности и исторической правды, А.Лысенко едет в Ленинград и получает разрешение администрации музея сделать необходимые этюды, зарисовки и фотографии крыши Зимнего Дворца. При работе над фигурами художник ставит перед собой задачу максимально точно передать простран- ственный объем толпы. Лепя из пластилина фигуры, он ощущает форму и передает ее на полотне. Закончив скульптурные эскизы, художник делает зарисовки и с понятной ему точки обзора и выбранного освещения, решает композиционное воплощение полотна. Лысенко хотел и добивался того, чтобы люди глядя на его картину, как наяву почувствовали и ощутили революционные события, уверовали в идею добра, свободы, равенства и братства. Именно поэтому он компонует карти- ну таким образом, что зритель смотрит на всё происходящее действие как бы снизу. На переднем плане изображено здание Зимнего дворца холодный массив архитектуры, которая изображена в смелом «революционном» ракурсе и придаёт композиции дополнительную динамику. Фрагменты скульптур, ассоциирующиеся со сфинксами, являются как бы хладнокров- ными и безразличными свидетелями событий. Это ещё больше усиливает смысловую и пластическую нагрузку на центр - бушующую толпу народа. Здесь будет более точно, если сказать: «на толпу бунтарей». Всё это эмо- циональное действие происходит на фоне ярко красного, светящегося неба, состоящего из сотен оттенков красного и дополнительных и сближенных цветов. Небо насквозь пронзает резкий и мощный луч света - прожектор крей-сера «Аврора». Этот свет как бы несёт на себе всю толпу, возносит её вверх. В низу, в левом углу мы видим верти-кальную маленькую полоску света – это шпиль Петропавловской крепости. Эта маленькая, казалось бы, деталь тем не менее играет важную роль - своим светом дополняет и урав- новешивает другие светлые блики. Пластически - останавливает резкий перспективный уход архитектуры и также является ещё одним небольшим намёком на место событий. Картина писалась на протяжении 20ти лет, и Андрей Гаврилович делал осознанные перерывы в работе над картиной, с тем, чтобы увидеть её новым свежим взглядом. Но мысленно он никогда не прекращал работы над своим полотном и всегда имел при себе блокнот, в котором зарисовывал каждую новую родившуюся мысль. Цветовой замысел картины символичен и точно соответствует теме. Гамма цветов и их соотношение сразу вызывают ассоциации с темой рево- люции, переворота, бунта, восстания. Зритель, обычно никогда не остающий- ся равнодушным к этой картине, отмеч-ает необыкновенное красное небо. Небо является не только фоном, но и своего рода «действующим лицом», неотъемле-

мой частью картины. По рассказам внука

художника А.Лысенко всегда уделял особое внимание написанию фона, вспоминая смелые слова его любимого художника эпохи возрождения Микельанджело: «Дайте мне фон картины, а фигуры я напишу хоть грязью». Его родные помнят, сколько усилий и энергии Андрей Гаврилович вложил в то, чтобы «поднять фон», сделать его светящимся, особенным. Если во время предыдущего сеанса работы он не получал желаемый результат, то он, не удаляя написанное, наносил последующие слои краски, тем самым усложняя цвет и специально наращивая красочный слой. Надо отдельно отметить, что картина написана крайне пастозно. Он многократно накладывал прозрачные лессировки по корпусным мазкам, потом вновь «грузил» картину красочной массой. Делал полужидкие прописки, вводя тонкие вкрапления нужных цветов в основной, локальный тон. В цветовом решении неба можно увидеть широкую по свое- му диапазону цветовую палитру: глубокие тёмно-красные оттенки переходят в обширные оранжево-красные, огненные тона, взятые в широкой цвето-то- новой растяжке. Все оттенки красного усиливаются разнообразными тонами жёлтой гаммы вплоть до разбеленных цветов и контрастируют введенными холодно- синеватыми, лиловыми оттенками. Местами видны вкрапления зеленовато-жёлтых, изумрудных тонов. При всём многообразии разнообраз- ных цветов небо смотрится цельно, сохраняя присущий ему локальный крас- ный цвет. Луч прожектора, светлый, тоже сложный по своему цветовому решению, наполненный тонкими оттенками различных цветов как бы вен- чает главного персонажа картины, символизируя этим некий нимб – свет идеи. Фигуры и фрагмент крыши Зимнего дворца вступают в цветовой спор с фоном; но это не только не разрушает цельности цветового решения полотна, а придаёт ему некую необычность. Холодный утренний свет, падающий на каменную голубовато- зеленую архитектуру контрастирует с небом. Этот контраст ещё больше усиливает эмоциональную напряжённость. Краснова- тые рефлексы на стенах, тёмно пурпурные элементы одежд (рубаха, платок) и атрибутики революционных солдат (флаги на винтовках) соединяют две стихии - небо и землю воедино. Картина Андрея Гавриловича Лысенко «Зимний взят», посвящённая теме Октябрьской революции 1917 года является одним из наиболее значимых исторических произведений художника. В ней оригинально и нешаблонно дан образ переломного события в истории России. Мысль автора, его сугубо персональное осознание данного исторического момента в сочетании с высоким мастерством исполнения и самобытным композицион- ным решением придают картине особый художественный вес и делают её одной из интереснейших исторических картин Российского искусства времён социалистической эпохи. 3. Пейзаж Пейзажная живопись – это та неотъемлемая часть живописи А.Лысенко, которая не покидала мастера на протяжении всей жизни. Работая над картиной или портретом, он постоянно восхищался красотой природы. Это городской и сельский пейзаж, виды церквей и монастырей «Золотого кольца». Перед нами серия городских пейзажей, написанные в 1950-х годах А.Лысенко. Они интересны тем, что на наших глазах постепенно меняется архитектурный ансамбль города. Например, улица Верхняя Масловка. Художник погружает нас в 50-тые годы, когда еще не было огромного количества машин, из-за которых невозможно перейти улицу, нет городской суматохи. Все спокойно и тихо, жизнь идет размеренно. Особенно это чувствуется в пейзажах «Москва в 1950г.» и «Улица Верхняя Масловка». На первом из них (ил.10), мы видим теплый, солнечный день; архитектурные постройки даны на втором плане, что дает возможность зрителю взглянуть на них издалека. Перед нами как деревянные старые домики, так и вырастаю- щие новые дома, построенные в 30-х годах. Пейзажу придан серебристо-охристый колорит с вкраплением зеленого, коричневого, белого цветов. При этом цветовая гамма сдержанна и изысканна. Второй пейзаж (ил.11), относя- щейся к раннему периоду творчества художника, также исполнен в сдержанных серебристо-охристых тонах. Но уже к середине 50-х годов заметно меняется не только палитра художника, но и сам подход к технике письма. Обратим внимание на работу « Улица Верхняя Масловка», написанную в 1954 году (ил.12). Художник стремился передать в полотне наступление весны: еще лежат глыбы снега, но теплые лучи солнца пригревают, постепенно обнажая крыши домов. Мы как бы чувствуем запах приходящей весны и от этого становится радостно на душе. Видно, что Москва постепенно застраивается, появляются новостройки в сталинском стиле. Если смотреть сверху вниз, то угадывается, что пейзаж был написан с того знаменитого солярия 9-го дома, как и пейзаж 1957 года (ил.13). Изображая городские домики, художник выхватывает фрагменты построек под обрез. В картине присутствует ярко выраженная градация света и тени. Особенно наше внимание привлекает высотный дом. Яркие солнечные лучи освещают только верхнюю его часть. Контрастирующая с ними тень на первых этажах здания поддерживается двумя темными пятнами, находящимися на деревянных домах. Это создает мысленный треугольник в композиции. Данная картина представляет интерес своим цвето - тоновым замыслом. Написанные художником холодные голубые тени снега и более светлое небо выявляют теплые тона домов, а вкрапление красного, оранжевых тонов является цветовым камертоном картины. Растущие деревца с нежно-розовым цветом верхушек создают ощущение просыпающейся природы после холодных зимних морозов. Это хорошо знакомое всем состояние природы прекрасно отражено в работе живописца. Она написана широко, и каждый мазок, сделанный кистью творца, дает нам возможность лучше почувствовать замысел художника. В шестидесятые годы Андрей Лысенко полон творческих сил. На своей машине он объехал всю страну. Это и Средняя полоса России, Прибалтика, Кубань, Северный Кавказ, Украина и Молдавия. Однажды, собрав картоны для работы, размером 50х70, он отправился в путешествие на машине для того, чтобы запечатлеть все богатство и духовное наследие России. Именно на работах, написанных во время путешествия по «Золотому кольцу» я хотела бы остановиться. Пейзажи наполнены большим вдохновением и чувством любви к Родине, поэтому они теплы и интересны. Это такие работы как «Покрова на Нерли» (1958 г.), «Углич» (1958 г.), «Спас на Волге» (1962 г.), «Ростов Великий» (1962 г.), «Борисоглебск» (1962 г.), «Покрова на Нерли» (1962 г), «Новгород» (1964 г.) и другие. В этих полотнах Андрей Гаврилович всей душой воспевал красоту старой Руси. Перед нами открывается вид на известнейшую церковь, воздвигнутую в XII веке, «Покрова на Нерли» (1958 г.)(ил.14). Стоящая на берегу белокаменная церковь, отражающаяся в прозрачной реке, не могла не привлечь внимание живописца. Художнику удалось поймать то состояние природы, когда солнце уже скрылось, оставляя после себя сказочный розовый закат. В полотне «Покрова на Нерли» 1962 года (ил.15) А.Лысенко использовал более яркую гамму красок. Это белый цвет, различные оттенки синего, зеленого, красного, а также вкрапления розового и охристого цветов. Работа смотрится ярко и радостно. Художник был впечатлён состоянием холодного солнечного дня. Начало осени. Ветрено. Не по-летнему холодная синева неба. Мчащиеся густые облака. Земля ещё хранит в себе остатки летней теплоты. Ни одна из характерных особенностей пейзажа не ускользнула от опытного взора мастера. Лаконично, но предельно точно написан пейзаж. Композиции присуще монументальное решение. Сюжет не «описывается» исподволь. Не в характере художника было «начинать рассказ» откуда-то издалека. Он пишет прямо, ясно и просто. В центре светлое, контрастное «пятно» храма. Остальные фрагменты пейзажа - необходимое приложение к главному. Цвето-тоновое решение полотна построено на ярких контрастах тёплого и холодного, тёмного и светлого. Тёмная полоса заднего плана и пятно реки на переднем плане подчёркивают и выделяют белизну храма. Тёплая по тональности масса земли вступает в яркий контраст с холодной синевой неба. Оранжево-красная светлая полоска берега является цвето-тоновой противоположностью тёмной, леденящей синеве воды. Этот художественный прием создаёт ощущение переднего плана как элемента воздушной перспективы. Красные крыши строений и холодно-розовая одежда женщины являются композиционными пятнами, уравновешивающими и в то же время обогащающими цветовую гамму картины. А.С.Лысенко, внук художника, и тоже художник, рассказывает, что Андрей Гаврилович, изредка, но щедро делился своим опытом, объяснял на примере пейзажей К. Коровина, как много даёт картине присутствие красного цвета (даже порой в виде маленького мазка), который часто является камертоном и оживляет картину. Разумеется при правильном применении этого приёма. Графический замысел пейзажа построен на разнообразии линейных ритмов – рваные очертания облаков и деревьев, строгость линий храма, и мягкая, плавная форма земли. А.Лысенко в своём творчестве был предан строгим реалистическим традициям Суриковской школы. В процессе работы он постоянно анализи- ровал натуру, сравнивал пропорции, ритмы, тона, цвета и контрасты. Сво- бодное владение приёмами масляной живописи и специальные знания об использовании законов цвето-тоновых контрастов, полученные от его вели- ких наставников – всё это давало художнику возможность мастерски «высветить идею» любого изображаемого им образа. Например, пейзажи «Спас на Волге» (1962 г.) (ил.16) и «Борисоглебск» (1962 г.)(ил.17). Здесь художник ставил перед собой задачу отобразить всё богатство цветовой палитры российской осени, передать состояние природы и настроение. Он находит множество разнообразных оттенков каждого цвета в соответствии с композиционным планом. Локальные цвета усиливаются или смягчаются за счёт вкрапления сближенных или же контрастирующих оттенков цвета. Использование контрастирующих сочетаний светлого и темного, холодного и теплого тонов придает пейзажу некую воздушность. На некоторых работах мы видим, что художник выводит верхушки куполов церквей за рабочую площадь. Что это? Умышленное сокрытие религиозных символов? Нет. По характеру художник был на редкость смел и прямодушен, он верил в красоту и творил ее. А.Лысенко применил композиционный прием в изображении храма, использованный в картине его любимого художника В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни». Этот интересный ход дает возможность расширить пространство картины и придать ей монументальность. Природа, казалось бы, давно изученная и в то же время всегда вызывающая изумление и восторг, давала художнику энергетический заряд для творчества. Ее движения, краски, богатство и многообразие форм всегда поражали живописца. Глядя на пейзажи Лысенко, осознаешь, что природа прекрасна во всех ее состояниях: утро или вечер, зима или лето, солнечно или пасмурно… Это речка Сходня под Куркино, березовая роща в Тарусе, лесные мотивы в Абрамцево, которым посвящены такие работы как «Речка» (1959 г.), «Тишина» (1960 г.), «Долина грез» (1962 г.), «Березовая роща» (1965 г.), «Весенний снег» (1965 г.), «Зима в Абрамцево» (1965 г.), «Ранней весной» (1968 г.), «Весна идет» (1968 г.) и многие другие. В этих пейзажах сливаются воедино поэзия, природа и музыка. Невольно вспоминается четверостишие поэта Е.Баратынского: «С природой одною он жизнью дышал, Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И слышал он трав прозябанье…» Этот «говор древесных листов» А.Лысенко понимает, чувствует и быстро, широкими мазками переносит на холст, - пейзаж «Речка», написанный в 1959 году (ил.18). Под лучами весеннего солнца начинает прогреваться земля. Первая зелень деревьев приобретает нежно-зеленую окраску и их аромат распространяется вокруг. Но здесь главное для художника ни столько сама красота пейзажа, сколько сиюминутное состояние природы – падающие солнечные лучи, создают игру света и тени, подчеркивая глубину пространства. Художник пишет свободно, делает широкие мазки кистью, не увлекаясь мелочной проработкой деталей. От этого создается впечатление, что этюд написан молниеносно, как будто художник боялся, что вот-вот солнце скроется, и он упустит это состояние природы. Это угадывается за счет цвета неба, говорящего об облачной погоде. Важны тоновые соотношения, важен контраст: на переднем плане дано холодное пятно тени, за которой идет полоса земли, освещенная солнцем. Далее река, текущая вглубь и скрывающаяся за поворотом, в которой отражены холодные тени зеленые верхушки деревьев, а противоположный солнечный берег реки на заднем плане контрастирует с тенями деревьев, уходящими в глубь леса. Все это передает многообразие примет приходящего лета, раскрывающееся перед восхищенным взглядом художника. Пейзаж «Тишина» (1960 г.) (ил.19) наполнен ощущением приближающейся осени. Еще густы кроны деревьев, не тронутые желтизной, зелены берега речки; чувствуется, что лето уже отсияло. Солнце прячется за тучами. Атмосфера картины пронизана свето-воздушной средой. Художник мастерски передает как будто «застывшую» гладь реки, в которой отражаются деревья и небо с облаками. Здесь нет ярких свето-теневых контрастов, как в пейзаже «Речка» (1959 г.). Художник любуется лиричным настроением природы, прозрачностью красок. Цветовая гамма сдержанна, живописец работает над полутонами, используя различные оттенки зеленого цвета с вкраплением охры. Андрей Гаврилович любил часто отдыхать с семьей в Тарусе – это живописное место было воспето художником Поленовым, писателем Паустовским. Здесь Андрей Лысенко подружился с художником Александром Владимировичем Григорьевым – первым председателем Ассоциации Художников России (АХР) и его женой. Часто у Григорьевых на веранде, за самоваром, собиралась творческая интеллигенция. Рисовали, читали стихи, шутили. Александр Владимирович рассказывал о своих встречах с художниками Репиным, Архиповым, Бакшеевым, Кончаловским, Малявиным, Машковым и другими. Эти милые вечера остались в сердце Андрея Лысенко навсегда. Таруса вдохновляла художника своими березовыми рощами, прекрасными закатами над рекой Окой. Он пишет роскошные пейзажи: «Таруса» (1956 г.), «Долина грез» (1962 г.), «Зима в Тарусе» (1962 г.), «Среди цветов» (1965 г.), «Река Ока» (1965 г.), «Березовая роща» (1965 г.), «Осень» (1965 г.) и много других. Особенно интересен по своему композиционному замыслу пейзаж «Березовая роща», написанный в 1965 году (ил.20). Художник заполняет все пространство холста березами, не оставляя места для неба. Их макушки уходят за пределы полотна, сосредотачивая наше внимание на ритмичном чередовании стволов деревьев. Стоящие слева на переднем плане березы имеют искривленную форму и служат как бы кулисами, впускающими нас в чащу леса. Они находятся в тени и контрастируют с молодыми стройными березками, освещенными солнцем. Разные наклоны стволов останавливают повторяющийся ритм деревьев, изображенных на заднем плане. С помощью теплых красно-оранжевых тонов сосенок и холодного просвета голубого неба усиливается глубинное пространство в пейзаже. Отдыхающие между деревьями люди наслаждаются пением птиц и шелестом листьев. Положенный мастером мазок красной краски на одежду одной из фигур служит камертоном всей композиции и придает особую «звонкость» работе. На переднем плане мастер пишет небольшую полянку, ярко освещенную лучами солнца. Темно-зеленая тень на траве, написанная широкими мазками, в контрасте с красным пятном создает впечатление радостной цветовой насыщенности всего пейзажа. Очень красива работа «Долина грез» (1962 г.) (ил.21). Смешивая краски на палитре и подбирая нужные цвета А.Лысенко переносит на холст известное среди художников живописнейшее место в Тарусе. Этой поляне дано было поэтичное название «Долина грез». Рассматривая полотно, мы видим, что здесь художник вновь пытается решить проблему контраста света и тени, над которой он начал работать еще в пейзаже «Улица Верхняя Масловка»(1954 г.). Так как Андрей Гаврилович родился на юге России, он любил солнце, и поэтому его живопись эмоциональна и энергична. Благодаря его художественному мастерству, кипучей энергии и той эмоциональности, с какой он пишет работы, кажется, что его живопись льется из-под кисти
Просмотров: 390 | Добавил: bcdoest | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0